Методика обучения биологии исследует
содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности
усвоения биологического материала школьниками. Методика строится
соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, базируется на
общих для всех школьных предметов основах педагогической науки с учетом
специфики изучения биологии, рассматривает проблемы теорий обучения и
воспитания, связанные с преподаванием предмета "Биология".
Методика обучения биологии -
наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями
школьного предмета.
Наука - это сфера
исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о
предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная
задача - полнее и глубже познать его. Главная функция науки - исследование.
Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика
обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету.
Перед методикой как наукой
стоят задачи выявления закономерностей процесса обучения биологии в целях его
дальнейшего совершенствования, повышения эффективности подготовки учащихся
как высоко сознательных, всесторонне развитых и биологически грамотных членов
общества.
Опираясь на основы дидактики,
методика решает важнейшие задачи развивающего обучения. В отличие от
дидактики методика обучения биологии имеет свою специфику, определяемую
содержанием и структурой биологической науки и учебным предметом. Методика
вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения
учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для
формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.
Методика обучения биологии как
любая наука познает объективные законы процессов и явлений, которые она
изучает. Выявление их общих закономерностей позволяет ей объяснить и
предсказать ход событий и действовать целенаправленно.
Основными признаками науки, как
правило, являются цели, предмет ее изучения, методы познания и формы
выражения знаний (в виде фундаментальных научных положений, принципов,
законов, закономерностей, теорий и фактов, терминов). Имеют значение также
история становления и развития науки, имена ученых, обогативших ее своими
открытиями.
Цели, стоящие перед методикой
обучения биологии, лежат в русле общих педагогических целей и задач. Поэтому
данная методика - особая область педагогики, обусловленная спецификой
предмета исследования.
Методика обучения биологии
базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях
применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она
интегрирует специальные (естественно-научные и биологические),
психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие
профессионально-педагогические знания, умения и отношения.
Методика обучения биологии
определяет цели образования, содержание учебного предмета
"Биология" и принципы его отбора.
Цели образования наряду с
содержанием, процессом и результатом образования являются важным элементом
любой педагогической системы. Образование учитывает как социальные цели, так
и цели личности. Социальные цели определяются потребностями развивающегося
общества. Личностные цели учитывают индивидуальные способности, интересы,
потребности в образовании, самообразовании.
Методика обучения биологии
также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования -
формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на
целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении,
многообразии, единстве человека и природы. Кроме того, школьная биология
ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании
биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их
взаимодействии.
Знание целевых ориентиров
позволяет учителю управлять процессом обучения биологии.
Среди основных задач методики
обучения биологии как науки можно выделить следующие:
1) определение роли предмета
биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;
2) разработка предложений по
составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих
предложений на практике в школе;
3) определение содержания
учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом
учеников и программы для разных классов;
4) разработка методов и приемов,
а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических
особенностей биологических наук;
5) разработка и проверка на
практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой
природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы,
учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.
Объект и предмет исследования -
важнейшие понятия любой науки. Они представляют собой философские категории.
Объект выражает содержание реальности, не зависящей от наблюдателя.
Предметами научного познания
являются зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической
деятельности различные аспекты, свойства и отношения объекта. Объект
исследования методики обучения биологии - учебно-воспитательный (образовательный)
процесс, связанный с данным предметом. Предметом исследования методики
являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и
формы обучения, воспитания и развития учащихся.
Ведущие методы обучения
биологии следующие: наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование,
прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ
педагогических достижений. Названные методы основаны на опыте, чувственном
познании. Однако эмпирическое познание не является единственным источником
достоверного знания. Выявить сущность предмета и явления, их внутренние связи
помогают такие методы теоретического познания, как систематизация,
интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ,
сравнение, обобщение.
Общая методика обучения
биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе:
концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы,
средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность,
непрерывность, историю становления и развития биологического образования в
стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в
процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между
формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы
биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность
знаний, умений и навыков.
Частные методики исследуют
специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания
учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков,
экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, т.е. система преподавания
конкретного курса по биологии.
Особым разделом является
"История методики обучения биологии", характеризующая 220-летний
опыт биологического образования в России. История дает представление о тех
проблемах, над которыми работало не одно поколение учителей и
ученых-методистов.
Методика обучения биологии, являясь педагогической
наукой, неразрывно связана с дидактикой. Это раздел педагогики, изучающий
закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений
учащихся. Дидактика разрабатывает теорию
образования и принципы обучения, общие для всех школьных предметов.
Методика обучения биологии, давно сложившаяся как самостоятельная область
педагогики, разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания,
форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой
школьной биологии.
Методика обучения биологии
находится в тесной взаимосвязи с психологией, поскольку в своей основе
опирается на возрастные особенности детей. Методика подчеркивает, что
воспитывающее обучение может быть действенным только в том случае, если оно
соответствует возрастному развитию учащихся.
Содержание учебного материала
по биологии усложняется из класса в класс по мере развития личности ученика.
Без учета возрастных особенностей обучение биологии будет или непосильным,
или слишком элементарным, не соответствующим умственным и психическим
возможностям ученика. Дети изучают биологию с 11 - 12 до 17-18 лет. Поэтому в
6 - 7 классах учитель использует на одном уроке несколько различных методов,
обеспечивая смену видов деятельности учащихся, необходимую для детей данного
возраста. В старших классах урок нередко проводится с использованием 1 - 2
методов для устойчивости восприятия.
Методика обучения биологии
тесно связана с биологической наукой. Предмет "Биология" в школе
носит синтетический характер. Он отражает едва ли не все основные области
биологии: ботанику, зоологию, физиологию растений, животных и человека,
цитологию, генетику, экологию, эволюционное учение, происхождение жизни,
антропогенез и пр. Для правильного научного объяснения природных явлений,
распознавания растений, грибов, животных в природе, их определения,
препарирования и экспериментирования учителю необходима хорошая теоретическая
и практическая подготовка.
Между школьным предметом и
биологической наукой существует большое различие. Цель биологической науки -
получить новые знания о природе путем исследования. Цель школьного предмета
"Биология" - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые
биологической наукой. На уроке школьников знакомят лишь с фундаментальными
основами науки, наиважнейшими научными проблемами, чтобы не перегружать их
излишней информацией.
Методика обучения биологии
тесно связана с философией. Она способствует развитию самопознания человека,
пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития
человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в
единую научную картину мира. Философия является теоретической основой
методики, вооружает ее научным подходом к многообразным аспектам обучения,
воспитания и развития школьников. Связь методики с философией тем более
важна, поскольку изучение основ науки биологии о всевозможных проявлениях
живой материи на разных уровнях ее организации ставит целью формирование и
развитие у учащихся материалистического мировоззрения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий